Дети и деньги

Дети и деньги. Насколько совместимы два этих понятия? Часто взрослые избегают или не считают нужным говорить с детьми о деньгах. Советы о том, как обходиться с этой  темой в деле воспитания детей, дает психотерапевт Борис Суворов.

«Неприличная» тема?
Говорить с ребенком о том, откуда берутся деньги, многим родителям почему-то даже труднее, чем о том, откуда берутся дети. Некоторые в общении с детьми обходят денежную тему настолько старательно, что те вырастают полными невеждами в этом вопросе, неподготовленными к реалиям взрослой жизни. Они буквально не понимают, откуда деньги приходят и куда уходят. Став взрослыми, эти люди обычно сталкиваются с хроническими финансовыми трудностями. Они либо не умеют зарабатывать деньги, либо не умеют ими разумно распорядиться, а бывает, что и то и другое. Поэтому родители, считающие неприличным знакомить ребенка с экономической стороной жизни, оказывают ему медвежью услугу. Кто-то при этом руководствуется благими намерениями, опасаясь, как бы чадо не выросло с идеей, что деньги решают всё. Но здесь всё зависит от ценностей самих родителей — если интересы взрослых не ограничены стяжанием материальных благ, то и у ребенка всё будет в порядке с жизненными приоритетами.

Вредные установки
Разумеется, есть множество семей, где тема денег не замалчивается. Но, как известно, мы можем навредить детям не только своим молчанием на важные темы, но и некоторыми, подчас неосознанными, негативными внушениями. Многие дети в результате вырастают с довольно спорными, но прочными убеждениями, сильно ограничивающими их в жизни. Что касается денег, то по их поводу ребенок может получить в семье, например, такие установки:

  • Деньги зарабатываются тяжелым трудом. Легкий и приятный заработок — это неправильный заработок.
  • Богатства можно достичь только нечестным путем.
  • Зарабатывать в семье должен мужчина.

— и так далее.
При этом единственная установка, которую действительно стоило бы сообщить подрастающему поколению — это та, что любой честный труд достоин соответствующей оплаты. И этого достаточно.

Здоровая позиция
Очень важно прививать детям здоровое нейтральное отношение к деньгам, как к некоему универсальному измерителю, используемому в мире.  Тогда, с одной стороны, деньги не станут для ребенка идолом, с другой — он будет нормально ориентироваться в финансовых вопросах, понимая, что сколько стоит. Ни в коем случае не избегайте этой темы. С какого возраста ее касаться — подскажет сам ребенок. Так, все дети когда-то начинают играть в магазин. Поиграйте вместе! Это и само по себе хорошо для ваших отношений, и будет удобным поводом для знакомства с денежной темой. Другая подходящая ситуация может возникнуть при посещении торгового центра: если понравившаяся ребенку игрушка стоит чересчур дорого, лучше честно и подробно объяснить ему, почему вы не можете ее купить. Со среднего школьного возраста пора понемногу вовлекать детей в семейную экономику: выдавать им определенные деньги на карманные расходы, посылать за небольшими покупками, приглашать к совместному обсуждению семейных расходов. Если родители занимаются бизнесом, хорошо на доступном языке объяснить ребенку, как устроено их дело. Хорошую службу могут также сослужить школьные и благотворительные ярмарки, на которых дети имеют возможность продавать поделки собственного изготовления.
Бывает, что у самих родителей есть проблемы в «отношениях» с деньгами, и это мешает им обсуждать эту тему с детьми. В таком случае нужно начать с себя, обратившись за профессиональной психологической помощью.